воскресенье, 12 февраля 2012 г.

— Как вы относитесь к манере "типизировать" нации? Насколько подобные стереотипы имеют отношение к реальности?
— Я все-таки литератор и в соответствии с профессией тянусь не к типичности, а, напротив, к штучности, к исключению. Любой писатель для своей прозы выдернет из толпы как раз нетипичный случай... Да и видала я всякие исключения из правил. Помните, у Довлатова: "Прислали нового инженера... Говорили: еврей, еврей! А оказался пьющим человеком". Цитирую по памяти... Живя в Израиле уже много лет и наблюдая всю невообразимую этническую пестроту одного-единственного народа, я давно зареклась "типизировать" народы другие. Хотя допускаю, что понятие "национальный тип" тоже не из воздуха взялось. Если меня переместить во сне в какую-нибудь страну, вывести на площадь и снять повязку с глаз, я минуты через две уже определю, что это за страна. И не только по языку, а по тому, как двигается толпа, как припарковывают автомобили, как улыбаются... Понимаете, толпа — самое важное в пространстве страны, она и создает это пространство — миллионами выдохов, эманаций. Из этого бывает соткан воздух в разных местах. И это вполне реально ощутимая вещь. Это и архитектуры касается. Всякий народ веками создавал себе пространство для жизни, сообразуясь со своими предпочтениями. Так и выковывается национальный тип, который сплошь и рядом выбивается из общих правил.
( Д.Рубина)

Комментариев нет:

Отправить комментарий